7 эфесских отроков

Когда неискушенный человек читает Четьи-Минеи, он нередко может усомниться в истинности написанного. Но подвергнуть сомнению то, что написано о семи Эфесских отроках, удастся вряд ли. Эта история имеет неоспоримые подтверждения: она записана на дощечках тех времен.

Чудеса христианства

Чудо — это нечто, из ряда вон выходящее. То, что не поддается логическому объяснению и не может быть доказано учеными.

Узнайте что вас ждет сегодня — Гороскоп на сегодня для всех знаков зодиака

Скептикам порой удается объяснить некоторые из них, основываясь на убедительных (на первый, поверхностный взгляд) доказательствах. В некоторых случаях доказательства эти «не работают». К таким чудесам относится сон 7 отроков, которые жили в Эфесе.

Чудесный сон отроков Эфесских

Эфесские отроки заснули в середине III века н. э., во времена правления римского императора Деция Траяна, который недолго находился у власти. Но короткий срок его правления оставил значительный след в истории древнего мира, поскольку он положил начало систематическим гонениям на христиан.

Да, заснули они в III веке. А вот проснулись только спустя 200 лет, когда у власти находился император Феодосий Младший, настоящий христианин. Их пробуждение было «голосом свыше».

Пробуждение отроков или откровение Божие

По многочисленным просьбам читателей мы подготовили приложение «Православный календарь» для смартфона. Каждое утро Вы будете получать информацию о текущем дне: праздники, посты, дни поминовения, молитвы, притчи.
Скачайте бесплатно: Православный календарь 2020 (доступно на Android)

Пробуждение отроков Эфесских — действительно чудо, поскольку это было настоящим воскресением из мертвых, ведь в 250 году они умерли, избежав таким образом мученической казни.

А пробуждение их совпало с возникновением ереси, которую распространял епископ Феодор. Епископ отрицал возможность воскресения. Император Феодосий молился. Молился долго. Пробуждение отроков было ответом на его молитву.

В чем помогает молитва семи отрокам Эфесским?

Сегодня православная церковь отмечает день памяти Эфесских юношей два раза в году – 4 августа и 22 октября.

Молитва семи отрокам Ефесским, возносимая в эти дни в церквях и дома, помогает родителям справиться с беспокойным сном младенца. Данная молитва избавляет малышей от бессонницы и возвращает им здоровый, полноценный сон.

Помогает молитва и при выборе жизненного пути, защищает от злых помыслов, укрепляет в вере Христовой и даже излечивает от душевных недугов.

Юноша, который нашел клад

К императору привели юношу, который хотел расплатиться на рынке монетами 200-летней давности. Юношей этим был Иамвлих, которого друзья отправили за хлебом в город. Он крайне удивился, увидев на воротах города крест. Поборов растерянность, он все же вошел в город, который изменился чрезвычайно.

Торговцы, увидев у него старинные монеты, требовали поделиться с ними кладом, который он, яко бы, нашел. Иамвлих убеждал их в том, что деньги получены им от родителей. Но ему не верили, даже пытались побить его. Собралась целая толпа.

Помог случай

Во время разборок мимо проходил проконсул, который спешил к епископу. Он-то и отвел юношу к императору. Там, после выяснения всех обстоятельств, выяснилась истина. Но кто подтвердит ее?

В это время Адатий, владелец земли, где находилась пещера, скрывавшая юношей, добывал камни из этой пещеры, и рабочие нашли среди камней старинный ковчежец с двумя дощечками. А на дощечках — история семи отроков, история их погребения.

Кем были Эфесские отроки

Эфесские отроки, семь юношей, были детьми знатных граждан Эфеса. Самый старший, Максимилиан, был сыном префекта. Семьи исповедовали христианство, но тайно, поскольку христиане подвергались гонениям.

Юноши были друзьями, много времени проводили вместе. Старшим был Максимилиан, самым младшим — Иамвлих. Имена остальных: Иоанн, Дионисий, Мартиниан, Константин (Ексакустодиан) и Антонин.

Все они имели воинское звание, что было отмечено особым знаком — поясом.

Эфес

В те времена этот удивительный по красоте античный город подчинялся римским правителям. Город Артемиды, богини плодородия, был центром язычества. Капища были живы, на них приносили жертвы и поклонялись языческим богам. В особые дни обряды возглавлял сам император.

Богословское толкование

Спящие юноши как бы выпадают из времени и, пробудившись, становятся живым символом перехода от эпохи гонений на христианство ко времени торжества его.

Иоанн Колов в житии Паисия Великого приводит эфесских отроков как пример того, что «по плотскому естеству живущих, тело, дабы не изнемочь, требует для укрепления своего питания, а те, которые, на подобие бесплотных, преуспели в вышеестественной жизни, — тем зиждительная сила в изобилии подает сию благодать, которой естество человеческое и повинуется, и живет уже не столько телесною пищею, сколько духовною».

III столетие, Деций

Именно это и произошло в 250 году, когда Деций посетил Эфес. Император велел всем жителям явится на капище для принесения жертвы. Христиан за неповиновение ожидала мучительна смерть.

«Человеческое, слишком человеческое — это нечто животное». Жестокость была беспредельной, подлость властвовала в те дни. Пытаясь заслужить милость императора, некоторые горожане выискивали тайных христиан и доносили на них властям. Было донесение и о 7 отроках.

Пред императором

И вот семь юношей предстали пред императором. Предстали и вслух исповедовали Христа. Чтобы показаться милосердным, Декий (Деций Траян) отпустил их на свободу, сняв при этом знак воинского отличия. Он дал им время подумать, пока сам отлучится из города. Принести жертвы они должны будут чуть позже, когда он вернется.

Декий покинул Эфес, а семь юношей скрылись в пещере для молитвы. Отречение от Христа было невозможным, как они перенесут мучения?

Младший Иамвлих, переодеваясь в нищенские одежды, иногда ходил в город за хлебом. Во время горячей молитвы они уснули, как оказалось, на 200 лет. Но это было настоящее успение.

Гнев императора

По своем возвращении император Декий отправил послов за отроками, но те не нашли их. Разгневанный император приложил достаточно усилий, чтобы найти укрытие отроков. Обнаружив пещеру, он велел замуровать ее. Это обязаны были сделать его слуги Варв и Феодор, которые тоже были христианами.

Они-то и записали эту историю на свинцовых дощечках, которые схоронили в ковчежце. Пещера была замурована, а среди камней было оставлено свидетельство для потомков.

Феодосий Младший

Через 200 лет, после того, как император Феодосий убедился в истинности слов отроков (проснулись они неожиданно, во время добычи камня из пещеры), он преклонил колена пред ними и объявил народу о возможности воскресения. Ересь епископа Феодора была попрана.

После беседы с императором юноши снова заснули, склонив к земле свои головы. Но это был уже последний их сон, вечный. Император велел захоронить их в золотых саркофагах, но после явления ему во сне семи отроков, оставил их в той же пещере. Мощи семи отроков и сегодня пребывают там.

Иконография

Изображение Семи спящих отроков в России достаточно распространены. В народе они почитались как целители животворящим сном. Их образы были особенно распространены в мелкой пластике, на небольших образках и змеевиках, которые использовались как амулеты от бессоницы. В них встречается особая иконография — семь спящих отроков располагаются вокруг образа Спасителя или свт. Николая. Зачастую Спаситель изображается в небесах, а отроки, лежащие по кругу, внизу. Изображение отроков иногда совмещается и с образом Богоматери — см. Феодоровская Богоматерь.

Одной из наиболее известных фресок является изображение отроков в Успенском соборе Московского Кремля. Знаменита также белокаменная резная композиция на фасаде Георгиевского собора Юрьева-Польского. Икона «Святой Иоанн, Святой Евдокия, семь отроков Эфесских», в серебряном окладе с тремя накладными серебряными позолоченными венчиками входит в число произведений, похищенных из Эрмитажа.

В разговорном языке и литературе

Словосочетание «seven sleepers» стало крылатым в протестантской культуре XVI века. В частности, оно встречается у поэта Джона Донна. В эпоху Просвещения легенда непопулярна, но она снова всплывает на поверхность в эпоху романтизма. Её влияние можно заметить в «Исповеди английского морфиниста» Томаса де Квинси, сборнике Гёте «West-östlicher Divan», «Рипе ван Винкле» Вашингтона Ирвинга, романе «Когда Спящий проснётся» Герберта Уэллса и т.п.

Слово syvsover (букв. «семь спящих») закрепилось в шведском, норвежском и датском языках в значении «тот, кто крепко и давно спит». Аналогичное значение имеют образованные по той же схеме слова Siebenschläfer в немецком и hétalvó в венгерском языках, они характеризуют тех, кто спит давно и что-либо проспал. Грызун соня-полчок по-немецки называется Siebenschläfer.

Существует оратория «Die Siebenschläfer», написанная Людвигом Гизебрехтом (de:Ludwig Giesebrecht) и Карлом Лёве (de:Carl Loewe).

См.также

  • Три отрока в пещи огненной
  • Семь святых дев

Литература

  • Gregory of Tours, Passio VII Dormientium in the Anal. Bolland., XII, 371-387;
  • Chardry, Li Set Dormanz, ed. Koch (Leipzig, 1879);
  • Legenda Aurea and Caxton’s version for July;
  • John Koch: Die Siebenschläferlegende, ihr Ursprung und ihre Verbreitung. Eine mythologisch-literaturgeschichtliche Studie, Verlag von Carl Reissner, Leipzig, 1883
  • Michael Huber: Die Wanderlegende von den Siebenschläfern. Eine literargeschichtliche Untersuchung, Leipzig, 1910
  • Hermann Kandler: Die Bedeutung der Siebenschläfer im Islam, Universitätsverlag Dr.N.Brockmeyer, Bochum, 1994
  • Oswin Rutz: Die Siebenschläferkirche in Rotthof, 1506 — 2006. Legende, Geschichte, Kunstgeschichte, herausgegeben vom Katholischen Pfarramt Ruhstorf a.d. Rott, 2006, Don Bosco Grafischer Betrieb, Ensdorf
  • Вагнер Г. К. Легенда о семи спящих эфесских отроках и ее отражение во владимиро-суздальском искусстве.— с. 85—104.//Византийский временник, №48 (1963)
  • Катанов Н.Ф. Сказание о семи эфесских отроках. // Записки Восточного отделения Русского археологического общества. – 1894. – Т 8. – С. 223245.
  • Катанов Н.Ф. Киргизская и казанскотатарская версии христианского сказания о семи спящих отроках. // Известия Общества археологии, истории, этнографии. – 1904. – Т. 21, вып. 4. – С. 382388.
  • Крымский А., Семь спящих отроков эфесских, М., 1914.

Ссылки

изображения:

  • Галерея икон на days.pravoslavie.ru
  • Галерея икон на cirota.ru
  • На icon-art.info
  • Турецкая миниатюра

прочее:

  • Catholic Encyclopedia
  • Коран. Сура «Пещера»
  • (англ.) Пещера отроков. Фото
  • (англ.) Грот в Эфесе
  • (англ.) Пещера в Тарсусе

История

Согласно общепринятой легенде, все семь юношей были друзьями. Выросли они в городе Эфес. Все они стали солдатами римской армии и были христианами, хотя это были времена императора Деция, который преследовал христиан.

Семь юношей отказались принести жертву римским богам и, чтобы избежать наказания, спрятались в пещере на горе. Император, узнав об их убежище, приказал завалить её камнями. Говорят, всё это произошло в середине III века.

Вот тут-то и возникает «чудо». Семеро юношей погрузились в странный сон и проспали не несколько часов, дней, недель или месяцев. Они проспали почти двести лет.

Если мы присмотримся повнимательнее, то увидим, что они приятно дремлют:

Особенно интересна эта дружелюбная, удобно устроившаяся пара в середине:

Во времена императора Феодосия Младшего, жившего в первой половине V века, в Эфесе появились «еретики», утверждавшие, что воскресение тела невозможно. Между тем один человек решил построить на горе дом, где спали давно забытые юноши. Он приказал убрать камни от входа в пещеру.

В это время юноши пробудились от двухсотлетнего сна, и одного из них, Ямвлика, послали в город купить хлеба. Придя туда, он был поражен, увидев крест на воротах города, и еще больше удивлен, услышав, как люди открыто говорят об Иисусе.

Когда Ямвлик нашел место, где можно было купить хлеба, он заплатил за него монетой с изображением императора Деция, монетой двухсотлетней давности. Продавец счёл это очень подозрительным, и вскоре юношу обвинили в том, что он где-то прячет клад старых монет. Его привели к губернатору и епископу.

Епископ, поняв, что здесь кроется что-то таинственное, пошел с юношей в пещеру, где его ждали товарищи. Историю узнали все вокруг. Даже император пришёл в пещеру и поговорил с молодыми людьми. Но затем юноши легли и снова заснули в пещере, на этот раз до Воскресения.

«Долгий сон»

Логика этого рассказа несколько искажена — это простой фольклорный фрагмент, записанный, по крайней мере, еще в 6 веке (он встречается в трудах сирийского епископа Иакова из Серуга, жившего в 451-521 гг).

Интересно, почему она до сих пор выдвигается как «евангельская истина» в Восточном Православии, где семь спящих все ещё могут быть нарисованы и почитаемы в иконах.

Их история имеет значение не больше, чем история Рипа ван Винкля, с которым подобное произошло в горах Кэтскилл в Нью-Йорке (фантастическая новелла, в которой житель деревушки близ Нью-Йорка, проспал 20 лет в горах и спустился оттуда, когда все его знакомые умерли).

Мы также находим мотив «долгого сна» в очень старой сказке, записанной Диогеном Лаэртием:

Эпименид был сыном Фаестиуса. Он был уроженцем Кносса на Крите, хотя из-за длинных волос не походил на критянина. Однажды отец послал его в деревню на поиски заблудшей овцы, и в полдень он свернул в сторону и заснул в пещере, где проспал пятьдесят семь лет. После этого он встал и отправился на поиски овцы, думая, что проспал совсем недолго. И когда он не смог найти её, он пришел на ферму и обнаружил, что все изменилось и у фермы другой владелец. Затем он вернулся в город в полном недоумении и, войдя в свой дом, столкнулся с людьми, которые не знали его. Наконец он нашел своего младшего брата, который был уже стариком, и узнал от него правду. Так он прославился по всей Греции и считался особым любимцем небес.

Павсаний (II в.) также упоминает об этой истории:

Перед этим храмом, где также стоит статуя Триптолема, стоит бронзовый бык, которого ведут как бы на жертвоприношение, и сидит Эпименид из Кносса, который, говорят, вошел в пещеру и уснул. И сон не покидал его до сорокового года, а потом он писал стихи и очищал Афины и другие города.

Мы находим упоминание о нём также в Естественной Истории Плиния Старшего (умер в 79 г.):

Рассказывают об Эпимениде Кноссском. Когда он был мальчиком, утомленным жарой и ходьбой, он заснул в пещере, где проспал пятьдесят семь лет. И когда он проснулся, как будто это было на следующий день, он был очень удивлен переменами, которые он видел во всём, что его окружало. После этого, говорят, старость настигла его в такое же количество дней, как и годы, которые он проспал. Но его жизнь была продлена до ста пятидесяти семи лет.

Мотив «долгого сна» также встречается в апокрифе Баруха который датируется 2-м веком до н. э. История начинается с:

Но Авимелех подошёл к дереву и сел в его тени, чтобы немного отдохнуть.
Положив голову на корзину с инжиром, он заснул. И 66 лет не пробудился он от сна своего.

Так что это очень старый мотив, переработанный в христианской агиографии.

Кандида Мосс говорит о таких причудливых «жизнях святых» (в ее книге «Миф о Преследовании: Как первые Христиане придумали историю мученичества», 2013):

Дело в том, что это не исторические факты. Это религиозные романы, написанные и предназначенные для чтения в целях нравственного воспитания и развлечения.

К сожалению, Восточное Православие не сообщает своим мирянам, что многое из того, что они читают в житие ранних святых, вовсе не история, а скорее религиозная фикция, и что многие из святых, изображенных на иконах, либо никогда не существовали вообще, либо их истории были сильно приукрашены неисторическими элементами.

Вот еще один пример иконы Семь святых спящих отроков в Эфесе:

Источник: Музей русской иконы, Клинтон, Массачусетс

На ней изображены семь юношей, спящих в своей пещере на горе близ Эфеса. Обычно им присваиваются следующие имена: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин) и Антонин. Четыре святых покровителя человека, которому принадлежала икона, показаны по периметру изображения. В верхнем левом углу — это Ангел-Хранитель.

Видео с подробным рассказом о Семи отроках Ефесских:

В каких случаях им молятся о помощи

Всем святым можно молиться в любых нуждах, это зависит от вашего отношения к святыне. Но это не умаляет и сугубого прошения каждому святому. Молитв, обращенных к святым отрокам, написано множество. Вот одна из них:

Семи отрокам чаще молятся молодые родители, т. е. прежде всего им молятся о детях, особенно о тех, которые плохо спят.

Пещера

Время стирает многие следы, затерялся и след в пещеру. Сегодня спорят о том, какая из древних пещер является той, в которой уснули отроки. Хотя грот в Эфесе существует и сегодня, многие детали указывают на пещеру в Иордании (Амман).

В Эфес стекаются многочисленные паломники, среди которых немало мусульман.

Раньше, в XII веке, ее местонахождение оставалось еще очевидным, поскольку об одном паломничестве оставлена запись. Это запись игумена Даниила, который видел святые мощи.

Дни памяти

Чтят святых отроков трижды в году: 4 августа, 1 сентября и 22 октября. 1 сентября отроки лишь упоминаются на службе, два других дня считаются днем их успения.

Использованные материалы

гора Коресс (ὄρος Κορησσός), совр. Панаир Даги от греч. πανηγύρι — храмовый праздник в честь небесного покровителя данного населенного пункта, сопровождаемый шумными народными гуляниями, танцами, песнями, общим застольем и т.д.

По одному преданию, которое вошло в русский Пролог, отроки вторично уснули 22 октября; по заметке греческой минеи 1870 года, они в первый раз уснули 4 августа, а пробудились 22 октября. Святые отроки упоминаются и в службе церковного новолетия — 1 сентября.

Тропарь и кондак святым семи отрокам Ефесским

Тропарь, глас 4

Ве́лия ве́ры чудесе́,/ в пеще́ре, я́ко в черто́зе ца́рском,/ святи́и седмь о́троцы пребы́ша,/ и умро́ша без тли,/ и по мно́зех вре́менех воста́ша, я́ко от сна,/ во увере́ние воскресе́ния всех челове́ков.// Тех моли́твами, Христе́ Бо́же, поми́луй нас.

Ин тропарь, глас 8

Благоче́стия пропове́дники и Воскресе́ния уме́рших изобрази́тели,/ Це́ркви столпы́ седмочи́сленныя,/ о́троки всеблаже́нныя пе́сньми восхва́лим:/ ти́и бо по мно́гих ле́тех нетле́ния, а́ки от сна воста́вше,// всем возвести́ша я́ве ме́ртвых воста́ние.

Кондак, глас 4

Ми́ра су́щая тле́нная презре́вше,/ и нетле́нныя да́ры прие́мше,/ уме́рше, кроме́ тле́ния пребы́ша./ Те́мже востаю́т по мно́гих ле́тех,/ все погре́бше лю́тых неве́рие,// я́же во хвале́нии днесь, ве́рнии, восхваля́юще, Христа́ воспои́м.

Ин кондак, глас 4

Просла́вивый на земли́ святы́я Твоя́/ пре́жде втора́го и стра́шнаго прише́ствия Твоего́, Христе́,/ пресла́вным воста́нием отроко́в/ показа́л еси́ Воскресе́ние неве́дящим е́,/ нетле́нна одея́ния и телеса́ яви́в,/ и царя́ уве́рил еси́ вопи́ти:// вои́стинну есть ме́ртвых воста́ние.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *