31 псалом текст

Поделиться

1 Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты!
2 Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства!
3 Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего,
4 ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху.
5 Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего.
6 За то помолится Тебе каждый праведник во время благопотребное, и тогда разлитие многих вод не достигнет его.
7 Ты покров мой: Ты охраняешь меня от скорби, окружаешь меня радостями избавления.
8 «Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою».
9 «Не будьте как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе».
10 Много скорбей нечестивому, а уповающего на Господа окружает милость.
11 Веселитесь о Господе и радуйтесь, праведные; торжествуйте, все правые сердцем.

Аудио

Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири.
– С протоиереем Алексием Ладыгиным мы продолжаем говорить о Псалтири и разбираем 31-й псалом. Совершенно необычный псалом мы рассматривали в прошлый раз: с одной стороны, покаянный, показывающий грехопадение человека, а с другой – невероятно жизнеутверждающий.

– Да, псалмопевец Давид дает нам увидеть и чувство покаяния (он показывает свои ошибки), и великое милосердие Божие. Он говорит о Боге, показывая Его как Царя царствующих, называя Его «Господь», а в другой раз он называет Его «Бог мой, Боже мой» – именно в более мягкой и нежной форме, чтобы показать, что Господь Милосерден. Когда он называет Его Господом, всегда показывает силу Божию, а называя Его «Боже мой, Боже мой», показывает милосердие Божие, и не просто всем нам, но и Самому Господу как бы напоминает о словах, которые Он Сам сказал: «Я Бог милости» (мы встречаем эти слова в Священном Писании). И Давиду становится легче, и Господь долго не медлит, а приходит на помощь к нему. Псалмопевец призывает, чтобы мы мужались и крепились сердцем своим, ведь Господь помогает всякому уповающему на Него.

31-й псалом – тоже удивительный, замечательный, как и вся Псалтирь Давида. Он пишет надписание к псалму – рáзума. Конечно, если мы говорим о разуме, то действительно, чтобы принести Богу покаяние, нужно иметь разум. Не каждый может принести достойное покаяние, измениться, найти момент, в который он может это сделать, для этого нужен разум. Если человек обладает разумом, то он может принести достойное покаяние. В то же время Давид говорит, что мы должны уразуметь Божественную истину, принять ее разумом: мы ее сначала понимаем, потом принимаем, и тогда она приносит достойный плод в нашей жизни.

«Блажени, ихже оставишася беззакония и ихже прикрышася греси». Действительно, блажени, что Господь им оставил, то есть простил, беззакония и прикрыл грехи. В какой-то степени понятно, что «оставишася беззакония»: Закона не понимали язычники, и Господь им оставляет их беззакония ради их непонимания, поскольку они не имели Закона, хотя «язычники, не имея закона, – говорит апостол Павел, – естеством законное творят». Не всегда они совершали правду, но жили беззаконно. Но Господь им оставляет беззакония «и ихже прикрышася греси». А чьи грехи можно прикрыть? Тех, кто имел Закон. А кто имел Закон? Иудеи, евреи, имевшие истинное богопочитание, и тогда они нуждались в том, чтобы Господь простил грехи.

Тем – беззакония, а здесь – грехи. Вот такое деление проводит Давид, понимая, какую тяжесть и какие последствия несут в себе согрешения человека. «Блажени, ихже оставишася». Кому оставляются беззакония и кому прощаются грехи? И когда это происходит? Он блаженными называет уже живущих в новозаветное время, христианское, когда от купели крещения прощаются грехи: не только грехи, которые человек совершил, но и упраздняется первородный грех. Здесь Давид пророчествует, что скоро придет такое время, где люди от воды и Духа будут иметь возможность прощения своих грехов.

«Блажен муж, емуже не вменит Господь греха, ниже есть во устех его лесть». Здесь тоже очень хорошо Давид говорит, что Господь не вменяет греха человекам, но предупреждает: «ниже есть во устех его лесть». То есть ты дал, человече, определенное в таинстве Крещения обещание, Богу сказал, что будешь стремиться изменяться, преображаться. И обеты, данные в крещении, ты должен обязательно соблюдать, не обманывать Господа в своей жизни.

«Яко умолчах, обетшаша кости моя, от еже звати ми весь день». Говоря о костях, Давид говорит о внутренних духовных и телесных силах, которых человек лишается за счет греха и потому находится в таком расслабленном состоянии.

«Яко день и нощь отяготе на мне рука Твоя: возвратихся на страсть, егда унзе ми терн». День и ночь изнуряют меня. Терном называется грех, который входит в сердце человека, мешает ему жить и приносит ему массу поражений. И Давид говорит, что хорошо бы вооружиться против греховной страсти. А чем? Молитвами, слезами, подвигом. И когда человек совершает молитву, пост и коленопреклонение, то он изнемогает в своей физической силе. Это ему необходимо, ведь грех вошел в его сердце; как тернии входят в полевые культуры, мешая им развиваться, так и грех мешает развиваться добродетели человеческой.

«Беззаконие мое познах и греха моего не покрых, рех: исповем на мя беззаконие мое Господеви: и Ты оставил еси нечестие сердца моего». Давид говорит, в каком состоянии находится человеческое сердце: «и Ты оставил еси нечестие сердца моего». Когда Господь увидел грех человеческий «и греха моего не покрых, рех: исповем на мя беззаконие мое Господеви». То есть Господь, с одной стороны, прощает грех (о чем и говорит здесь Давид), но в то же время – «исповем на мя беззаконие мое Господеви»: человек должен потерпеть за свое прегрешение. Давид терпел испытания, но он все-таки раскаялся в своих грехах перед пророком Нафаном, и Нафан от Господа прощает ему грех, видя его покаяние, но предупреждает, что за грех он понесет некое наказание.

И наказание затем и случилось. Ведь Давид жил как под покровом Божиим, не испытывая трудностей, и победа всегда была в руках его, а после этого пошли очень сильные испытания. Самое тяжелое испытание – это восстание сына Авессалома. Давиду пришлось и скрываться, и прятаться, оставаясь еле живым, и потом уже чудом Божиим, милосердием Божиим и молитвою, которую он возносил к Богу, ему удалось подняться. Поэтому этот псалом указывает на обстоятельства, которые ждут нас, ежели мы будем сродны со своим грехом.

«За то помолится к Тебе всяк преподобный во время благопотребно: обаче в потопе вод многих к нему не приближатся». Здесь мы слышим, что преподобный, праведный человек всегда помолится перед Богом и молитва его будет услышана. «Обаче в потопе вод многих к нему не приближатся» что? Конечно, грех. Здесь говорится о таинстве Крещения, в котором потопляется грех и не приближается к человеку крещеному, праведному, если тот будет не творить некую неправду, а исполнять обеты Святого Крещения.

– Только первородный грех омывается или все грехи?

– Только первородный, если младенец крестится, а когда человек крестится во взрослом состоянии, то прощаются ему все грехи, которые были до принятия Святого Крещения – от купели всегда человек выходит чистый, светлый, как младенец.

– Поэтому некоторые бабушки любят по нескольку раз креститься? Такие случаи были, к сожалению.

– Это грех. «Исповедую едино крещение…». Может быть, это невежество, которое родило нам советское время. «Когда человек теряет веру, – сказал Честертон, – он становится суеверным».

– Об этом Вы говорили недавно в своей программе на телеканале «Союз»: очень важно во многих своих действиях, особенно связанных с Церковью, спрашивать совета священника, а не идти наобум…

– Конечно.

«Ты еси прибежище мое от скорби обдержащия мя: Радосте моя, избави мя от обышедших мя». Давид указывает, что Господь – прибежище от скорби, Господь являет милосердие, радость. Как хорошо сказано: «Радосте моя, избави мя от обышедших мя». Давид через эти слова дает Господу покаяние за прошедшую жизнь и говорит: «Я никого в своей жизни, Господи, не ищу, ни перед кем не склоняю свою голову, я всегда уповаю на Тебя и ищу в Тебе помощь. Ты моя радость, только Ты мне являешь помощь, Ты только мне являешь утешение, Ты только защищаешь меня и избавляешь меня от всех врагов моих». Вот такие очень красивые обороты Давида дают нам великую силу в вере. Если человек верит в Господа, если он уповает на Него, то это упование никогда не будет посрамлено; Господь будет всегда с человеком.

«Вразумлю тя, и наставлю тя на путь сей, воньже пойдеши: утвержу на тя очи Мои». Здесь как бы уже Господь обращается к Давиду и говорит ему эти очень глубокие слова. Надо понимать, что если Господь вразумил, наставил человека и тот исправился, то он стал приятен лицу Божию. «Утвержу на тя очи Мои» (или «отвращу очи Мои от тебя»)? Здесь Господь говорит: «Я наставил тебя, вразумил, и если ты понял Меня и принес покаяние, то Мои очи опять будут направлены на тебя». Что значит – «направил Господь очи Свои на нас»? Это значит, что мы ходим перед Богом: когда Господь смотрит на нас, никакой враг не может подступиться к нам, ведь Он смотрит не просто на нас, а чтобы увидеть, может быть, какого-то врага, который может причинить нам зло, какую-то трудность нашу в жизни или пропасть, в которую мы можем упасть. Смотрит, чтобы удержать нас или защитить от кого-то.

Это очень важно. Господни очи с нами, как очи матери, защищающей своего ребенка, ведь она никогда не допустит, чтобы ребенок попал в беду, или кто-то напал на него, или чтобы он упал с каруселей, с качелей: всегда родители смотрят за своими детьми, а если не смотрят, то ребенок попадает во всякую беду. И здесь важно, что Господь говорит: «Очи Мои с вами». И с Давидом непосредственно. Значит, он опять обрел милосердие у Самого Господа. Опять-таки мы должны всегда помнить: если Господь отворачивает от нас лицо, значит, мы неприятны лицу Божию, совершая грехи, недостойные поступки, не исполняя Его заповеди.

– Многие старцы говорят, что не Господь отворачивается от нас, а скорее мы от Него. Что правильно?

– Псалмопевец Давид по-другому говорит. Мы, конечно, отворачиваемся от Бога через свои поступки и уходим от Него, и Господь уже не смотрит на нас, а когда мы приносим покаяние, то возвращаемся к Богу. Чтобы принести покаяние Богу, нужно, как блудному сыну, это понять. Это образный язык. Если старцы говорят, что это мы отвращаемся от Бога, здесь они больше подразумевают, что мы сами «уходим» от Бога своими поступками, поворачиваемся к Нему спиной и не видим уже лицо Божие, мы отвернулись – разворот произошел. «Разврат» – это разворот: развернулся и пошел от Бога в другую сторону. Конечно, мы отвернулись от лица Божия.

– А Давид просит, чтобы даже в таком состоянии Господь смотрел на него.

– Здесь уже не Давид, а Господь ему отвечает: «утвержу на тя очи Мои», то есть «возвращусь и буду смотреть на тебя».

«Не будите яко конь и меск, имже несть разума: броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к тебе». Удивительное сравнение: не будьте же неистовы, как конь и меск. Меск – это мул. Толкователь очень хорошо говорит, что мул (мулы) – это не творение Божие, они появились за счет скрещивания.

– За счет деяний человеческих.

– Да. Обычно животных показывают всегда как творящих добро, олицетворение добра, а если хотим олицетворить какое-то зло, то это деяние человеческое. Как апельсин – это творение Божие, лимон – творение Божие, а если их скрестить, получается грейпфрут – это уже творение человеческое, ешь и морщишься, что называется. Здесь осел (или мул) как некое зло показывается. Что значит «броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к тебе»? Действительно, таким людям нужно, чтобы ими управляли. Управляет конем уздечка, а человеком, с одной стороны, великое милосердие Божие, а с другой стороны, Господь вразумляет его и направляет к исполнению заповедей Своих.

«Многи раны грешному: уповающаго же на Господа милость обыдет». Грешный человек может испытывать не радость на этой земле, но постоянные трудности и скорби. Уповающий на Господа, конечно, будет под защитой Самого Господа, и его, как говорят святые отцы, будет везде сохранять благодать Божия. И мы это часто видим, и Давид испытал на себе, почему он и ставит акцент именно на эти моменты: он не хочет, чтобы другие попали в те же сети, куда он попадал в течение своей жизни. И его чувство покаяния – это, наверное, образец молитвы и покаяния каждого человека, который в своей жизни испытывает трудности.

Как мы можем от всего этого избавиться? Ведь грех бывает вольный и невольный, бывают слабости человеческие, которые не сразу можно победить. Но если ты впал в такие беды, искушения, то как Давид принес покаяние через пророка Нафана, так и ты можешь, особенно в наше время, принести достойное покаяние в храме Божием, обратившись к Богу, и через священника, через таинство Покаяния принести некое сокрушение о своих грехах. Тогда возвратится к человеку мир и благодать Божия будет сопровождать его.

А если человек будет пребывать в своем упрямстве, то будет испытывать очень большие трудности, о чем и говорит Давид: «Многи раны грешному». Порой нет у нас в жизни понимания, что происходит с нами, почему мы испытываем такие трудности. Казалось бы, не голодные, не холодные, но мы начинаем думать, какие мы несчастные. Почему? У нас есть квартиры, которые отапливаются, холодная и горячая вода; зайди в каждый дом – есть что покушать, никто не голодает. Но в то же время мы не имеем внутреннего мира.

Мы живем в грехах и пребываем в грехе и не приносим покаяния. Только когда человек приносит покаяние, он сразу обретает внутренний мир и покой для своей души. «И обрящете покой душам вашим». Вот когда мы обретаем покой душам своим: когда либо бегаем греха, либо приносим достойное покаяние Богу и в своей жизни уповаем только на Его милосердие.

«Веселитеся о Господе, и радуйтеся праведнии, и хвалитеся, вси правии сердцем». Здесь Давид очень хорошо говорит: «веселитеся о Господе». Те, кто живет в праведности на земле, стремятся полностью к исполнению заповедей Божиих. Кто может хвалиться Господом, веселиться, прославлять Бога? Конечно, только тот, кто живет с Богом, живет добродетельною жизнью. И эти добродетели Господь сохраняет, утверждает и за счет их укрепляет человека праведного. «Веселитеся о Господе и радуйтеся праведнии, и хвалитеся, вси правии сердцем»: не только веселиться о Господе, но и веселиться в течение всей своей жизни. Веселость – это и внутренняя успокоенность, это и радость. Как Давид сегодня хорошо сказал о Господе: «Радость моя». То есть Бог действительно является радостью и полнотой жизни для всякого человека.

– Благодарю Вас сердечно, отец Алексий, за очень содержательную беседу.

Ведущая Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Псалом принадлежит Давиду. Содержанием своим он имеет раскрытие того удовлетворенного внутреннего состояния автора, которое явилось вследствие прощения его греха Господом. Если сопоставить этот псалом с L-м, в котором излагается покаяние и молитва о прощении, то настоящий псалом нужно считать писанным после L-го, по получении уже этого прощения. Грехом, который указывают на Давида исторические книги и сходный с настоящим – псалом L-й, нужно считать его грех с Урией и Вирсавией.

Надписание в евр. Библии «маскил» – можно перевести «вразумление, наставление», или как в русской Библии – «учение». Это надписание указывает на характер содержания псалма, представляющего научение человека в истинном поведении, к которому Давид пришел путем своего личного опыта и размышления. Псалом, как и шестой, покаянный.

Блажен человек, которому Господь простил грехи (1–2). Когда я скрывал свой грех, то испытывал сильные мучения (3–4). Когда же я раскрыл его пред Господом, то почувствовал облегчение и нашел в Нем защиту (5–7). Господь милостив к людям и заповедует им не противиться Его воле и воздействию, как противятся укрощению дикие кони, и тогда праведный пред Ним будет радоваться, а нечестивый – испытает много скорбей (8–11).

Пс.31:1. Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты!

Пс.31:2. Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства!

«Кому отпущены беззакония», «чьи грехи покрыты», «не вменит греха» – нужно понимать в смысле полного нравственного очищения человека, а не внешне-юридического оправдания, по которому человек признается только не подлежащим каре, но свободным от того нравственного недостатка, за который он является ответственным пред Богом. На такое полное очищение указывает последнее выражение стиха – «в чьем духе нет лукавства», т. е. блажен только тот, кто очистил свой дух, нравственно переродился, а не внешне только оправдан.

Пс.31:3. Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего,

Пс.31:4. ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху.

«Когда я молчал» – покаяние Давида в содеянном преступлении совершилось через год, что можно видеть из сопоставления XI и XII гл. 2 книги Царств – «Обветшали кости мои от вседневного стенания моего». Голос совести мучил Давида и он повседневно терзался от сознания совершенного им проступка. Эти мучения совести рассматриваются им, как «тяготение руки Господней», последствием чего было измождение Давида со стороны физической – потеря бодрости и свежести.

Пс.31:5. Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего.

Пс.31:6. За то помолится Тебе каждый праведник во время благопотребное, и тогда разлитие многих вод не достигнет его.

Насколько тяжело чувствовал Давид себя при сокрытии своего проступка пред Богом, настолько легко ему сделалось после покаяния, так как Господь «снял с него вину греха». Под виной греха здесь нужно разуметь опять-таки не освобождение от ответственности, не юридическое оправдание, так как Давид понес наказание в смерти сына, рожденного от Вирсавии и впоследствии в восстании Авессалома, но нравственное и полное очищение от проступка. Со стороны юридической в женитьбе Давида даже и не было преступления: муж Вирсавии был убит, она сделалась свободной, и Давид мог на ней жениться, а если не было состава юридического преступления, то не могло быть и юридического же оправдания, а было полное, действительное и нравственное очищение. – «За то помолится» – лучше перевести – «поэтому да молится». На основании пережитых Давидом мучений совести он советует всякому «праведнику», тому, на кого действует голос совести, «во время благопотребное», в нужное время для облегчения совести, т. е. по первому ее зову, раскаяться пред Богом, чтобы тем достигнуть как нравственного успокоения, так и предотвратить «разлитие вод многих», силу бедствий, которыми Господь покарает его. («Воды» – в Библии постоянно означают многочисленные и тяжелые бедствия, как в потопе, смывшем всех нечестивых).

Пс.31:8. «Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою».

Пс.31:9. «Не будьте как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе».

Представляется говорящим Бог. Господь всегда наблюдает и промышляет над человеком, направляя его на путь истины. Одним из таких воздействий Бога на человека является голос совести, которого должно слушаться, а не упорствовать, как дикие лошади и лошаки, челюсти которых нужно обуздывать, чтобы сделать этих животных пригодными для службы человеку. Такою уздою нужно считать бедствия, насылаемые Богом на человека в целях вразумления последнего, укорачивания, обуздания его диких греховных влечений. Бог желает и ждет от человека добровольного послушания Себе, искреннего пред Ним покаяния.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *